Владимирская Русь. Раздел в разработке
На данный момент мы работаем над функциональностью данного раздела с целью предоставить вам только самые лучшие и качественные сервисы.

Раздел будет доступен для использования в одном из ближайших релизов. Наберитесь терпения, друзья. Мы постараемся вас приятно удивить!

Любые предложения, связанные с развитием портала, вы можете отправлять на e-mail
Сообщение об ошибке или нарушении Обнаружили неточность или заметили ошибку? Напишите нам!
Отправить контактные данные (для отчета)
Возможно, мы свяжемся с вами для уточнения информации.
Контактный телефон:
Электронная почта:
Прикрепить файлы (максимум 3)
Текст сообщения (не более 200 символов)
«Знамя» — общественно-политическая газета
в г.Камешково Владимирской области. Дата основания: 16 октября 1940 г.Свидетельство ПИ № ТУ 33-00306 от 27 мая 2013 года
znamja.com

Газета в Справочном бюро




56.71 63.37
Владимир: +12 °C

Свято место на Тальше

16:56 22.10.2015
Камешковский район

От дворянского гнезда до совхоза

В глубь веков уходит история поселка Краснознаменский, который расположен на правом берегу реки Тальша. Первоначальное название было село Великово. В начале 17-го века (1620 г.) царь Михаил (первый из династи Романовых) подарил Великово воеводе Михайле Новосильцеву за ратную службу при обороне Москвы от поляков. Тогда в Великове была и небольшая деревянная церковь в честь Николы Чудотворца, а Грузинской иконе Божьей Матери стали молиться позже (по легенде, в речке Тальше напротив церкви была найдена и спасена икона Грузинской Божьей Матери). В 1831 году на средства местных жителей (из Вакурино, Ступино, Балмышево, Симаково, Харламово) была построена каменная церковь, которая стоит по сей день и сейчас возрождается (но об этом дальше). Помещики Новосильцевы владели Великовским имением вплоть до 1695-го года, когда оно было заложено сподвижнику Петра I боярину Голицыну. А тот сменял его дьяку Ратманову на его Каширскую вотчину. В начале 10-го века Великово стало владением помещиков Алалыкиных. Местный барин Алексей Кузьмич Алалыкин участвовал в губернском ополчении 1812-го года в чине майора. Выйдя в отставку, он предводительствовал ковровским дворянством. При Алалыкиных поместье достигло своего расцвета: помимо пахотных и сенокосных угодий, помещик имел 250 душ крестьян, усадьба состояла из двухэтажного господского дома и множества пристроек, был фруктовый сад, полотняная фабричка и мельница на реке. Даже газета «Московские ведомости» упоминала Алалыкина как «образцового хозяина». Позднее у помещика выкупила это имение фирма «Никанор Дербенев и сыновья». Фабриканты сделали из него место для отдыха. Но и для народа старались: в 1887 году был выстроен двухэтажный каменный дом, на нижнем этаже которого размещался приют, а на верхнем церковно-приходская школа.

После революции 1917 года имение Дербеневых было преобразовано в совхоз «Великово». Была поставлена задача – организовать питомник крупного рогатого скота (приокской красной породы) и производить сортовые семена местных зерновых культур и картофеля. В период Великой Отечественной войны совхоз был подсобным хозяйством Мытищинского номерного завода. А после победы совхоз несколько раз укрупнялся за счет присоединения мелких колхозов соседних деревень. В 1964 году произошло наоборот, из «Великовского» выделился совхоз «Камешковский». Тогда же село Великово было переименовано в поселок Краснознаменский. В 70- е годы шло большое жилищное строительство в поселке, появились улицы – Рабочая, Шоссейная, Молодежная, Студенческая. А в период «перестройки» совхоз прекратил свое существование. Напоминанием о коллективном хозяйствовании сегодня могут служить разве что руины бывшей совхозной конторы, заросшие бурьяном в самом центре поселка. Естественно, население сразу пошло на убыль. Закрылась школа. Хорошо, что уцелели ДК, ФАП и два магазина. Но сегодня в поселок и в близлежащие деревни активно потянулись дачники. Так что говорить о вымирании этой округи пока не будем ….

Трудиться всегда пригодится

И возрождение Краснознаменского и окрестных деревень напрямую зависит от сельских активистов. Есть такая традиция – при любой самоорганизации, в любом сообществе люди выбирают старшего по мере его трудолюбия. Испокон веков так было в крестьянской общине, таковы критерии и сейчас. У кого на личном подворье достаток и порядок, тому и предпочтение людское. А усадьба Александра Петровича Глухова – это не просто зажиточность, это в первую очередь «мозолистость». Человек уж в преклонных годах, а какое хозяйство ведет: 50 соток земли обрабатывает, сад растит, отменный урожай овощей в теплице собирает. С 1998 года, когда Глухов вышел на заслуженный отдых с прежней работы в госпожнадзоре и поселился здесь, он взял этот ритм и живет в нем. С ранней весны и до «белых мух» пашет, боронит, сажает, строит, городит, пилит, рубит, колет – дел в личной усадьбе всегда невпроворот. Чем для него, бывшего городского жителя, нынче сладка эта жизнь? А все просто – в деревне ведь почти сразу видны результаты собственного труда. Забор поставил – душа радуется, картофель в подпол засыпал – запас на всю зиму, яблоню посадил – весной уже цвет ее в окошко стучит… С весны до поздней осени круглый год. И, наверно, не случайно жители трех перечисленных соседствующих населенных пунктов еще в 2001 году выбрали своим старостой Александра Петровича Глухова. С той поры он добросовестно несет этот крест. И, мало того – большинство жителей уже в четвертый раз делегируют его своим представителем в Совет народных депутатов Вахромеевского МО. На недавних сентябрьских выборах он снова получил их доверие и депутатский мандат, стал заместителем председателя Совета, и этот пост явно поможет в решении множества местных проблем.

А задач перед новым – старым депутатом стоит немало. Александр Петрович всегда «держит руку на пульсе». Прямо перед нашей встречей был занят экстремальной проблемой. У котельной Дома культуры сильно обветшала труба, каждый день могла рухнуть на провода, протянутые рядом, и лишить весь поселок света. Староста поднял «по тревоге» все коммунальные службы, администрацию Вахромеевского МО и даже районный отдел ГО и ЧС подключил к устранению опасности. За два часа сняли проблему, предотвратив беду.

Сразу хочется отметить, что Глухов – главный инициатор газификации в этих местах. В поселок и деревню Вакурино, где староста и сам проживает, газ пришел уже давно. А в Харламове голубого топлива до сей поры нет. Раньше у местных жителей тоже была возможность попасть в областную программу, но не было желания. Теперь есть огромное желание – но нет возможности: бесплатный газопровод только при наличии сельхозпроизводств, а иначе – только за свой счет (а это не меньше 150 тыс. рублей).

В качестве главного наказа – ремонт улицы Рабочей в поселке. Который год жители сами стараются провести ямочный ремонт, завалили туда немало кирпича, но вроде и местность не заболоченная, а все проваливается и тонет в этом грунте. В прошлом созыве Глухову не удалось выполнить этот наказ своих земляков, но на очереди сейчас верстка бюджета-2016, и Александр Петрович заверил, что нынче постарается внести ремонт уличного полотна в смету.

Среди прочих забот – установка дорожного указателя и монтаж осветительных фонарей в деревне Харламово, а то она давно утопает в темноте. Что отличает этого депутата, так это умение доводить любое начатое дело до конца, каких бы усилий это ни стоило. Александр Петрович не стесняется тревожить влиятельное начальство и заходить в «высокие кабинеты», добиваясь поставленной цели и решая чисто местечковые задачи. И это хорошо, и это правильно, а иначе зачем люди голосуют за него на выборах. Но, пожалуй, самой главной заслугой старосты является возрождение местной святыни - храма Грузинской иконы Божьей Матери. Есть такое старославянское понятие – «трудничество». Это особый вид паломничества, когда человек не только молится, но и продолжительное время работает в храме наравне с монашествующими. Глухова в этом плане можно отнести к подлинным «трудникам».

Крест на деревне ставить рано

Реставрация храма началась четыре года назад, и за это время сделано очень многое. Масштаб работ легко оценить даже визуально: новая крыша над церковью, пластиковые окна вместо сгнивших рам, столетние березы по периметру ограды все спилены (специалиста по валке деревьев нашли в Камешковском лесничестве, он мастерски и очень быстро и точно уложил вековые дерева на землю, теперь дров на три зимы хватит), территория вокруг храма почти полностью очищена от бурьяна и мусора. Староста регулярно призывает местных жителей на субботники, и надо отдать должное прихожанам – они всегда откликаются. Последняя такая «зачистка» территории была 10 октября, и, пользуясь случаем, А.П. Глухов выражает благодарность своим землякам, а именно - В.А. Львовой, супругам Бушуевым, Г.Н. Зеленской, Л.М. Зворыкиной, Е.А. Гусевой, П.В. Тигрову, А.С. Дельцову, Л.Н.Лашкову, В.Н. Морозову, Н.А. Меньшикову и Д.М. Колобову.

Конечно, для восстановления святыни придется еще много трудиться – колокольня в запущенном виде, в алтаре предстоит внутренняя отделка, старинный погост возле храма (на нем еще сохранились древние надгробья), возможно, придется благоустроить, и даже реставрация старинного здания церковно-приходской школы в планах инициативной группы во главе с Глуховым. Бог им в помощь, как говорится. Первым помощником старосты в этом благом деле сейчас является местный житель Владимир Николаевич Морозов, который буквально все дни в храме: пилит, строгает, шпаклюет, бетонирует. На подмогу ему недавно приехал и зять из Москвы – Антон Садиков. Пока службы в храме идут лишь по великим религиозным праздникам, но прихожан много (из п. им. Кирова и всех окрестных деревень), и все они ждут не дождутся регулярных богослужений. Никаких спонсорских средств сюда не поступает, все держится исключительно на пожертвованиях местных жителей.

- Когда оно случится, мы не знаем, но не наше дело – «знать времена и сроки», мы должны спокойно, никого не осуждая, заниматься своим делом и устранить запустение в святом месте. Уже провели газ для отопления, делали разводку отопления внутри, вставили 13 новых окон в этом году, в ближайшее время поставим железные двери. Так что дело двигается, скрупулезно дает отчет А.П.Глухов. По его убеждению, преображение русского села немыслимо без храма: будет церковь – будет жить глубинка, нет – загнется окончательно.

Анатолий Парфенов

В материале использованы исторические сведения из сборника «Память сердца».

 

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Для голосования за материал или отправки комментария к нему необходимо авторизоваться