Партнеры проекта

Фрески Рублева могут оказаться в некомпетентных руках

17 ноября 2014
Культура, Прочее

Министерство культуры Российской Федерации объявило электронный аукцион на право проведения реставрационных работ в Успенском соборе. Речь идет о консервации знаменитых фресок Андрея Рублева. Цена вопроса — 28 миллионов рублей. 

Прикрепленная к торгам документация гласит, что реставрационные работы планируется провести как на фресках великого мастера древнерусской иконописи, датируемых 1408 годом, так и на более древних и не менее ценных росписях 1161, 1189 и 1237 годов. То есть речь идет о росписи северной галереи, выполненной еще при жизни великого основателя храма Андрея Боголюбского, фресок, выполненных после расширения храма в 1189 году — времена княжения Всеволода Большое Гнездо и уникальных росписей в алтаре, выполненных в год нападения на Владимир татаро-монгольских завоевателей. 

Торги предполагают наличие у подрядчика лицензии на проведение реставрационной деятельности на памятниках архитектуры. То есть, гипотетически (торги еще не состоялись) реставрировать храм может не только «Владреставрация» — признанный специалист в области работы с памятниками белокаменного зодчества Северо-Восточной Руси, но любая другая фирма, для которой Успенский собор — еще один проект в череде однотипных контрактов. Между тем, знаменитый храм — настоящий уникальный памятник, в истории которого отразилась судьба страны. Владимирские специалисты опасаются, что торги могут привести в Успенский собор некомпетентных людей. 

Отличительная особенность главного владимирского храма заключается не только в древности и уникальности фресок, особенности используемых материалов, сложностью и ответственностью работы, но и тем, что для проведения реставрации необходимо знать историю храма. Стены Успенского собора хранят не только фрески знаменитых мастеров, но и так называемые «иероглифы» — записи, которые оставляли грамотные горожане в ключевые моменты истории Владимира. Это своего рода послания из прошлого, голоса древности, заботливо сохраненные несколькими поколениями владимирских реставраторов. В этом отношении Успенский собор вообще не имеет аналогов в стране и Русском мире. Более нигде в России не осталось столь древних бытовых записей. Здесь и сведения по пожарах, разорении города, гибели княжеской семьи. Потерять этот дар веков сегодня — преступление. 

Успенский собор — колыбель русской научной реставрации. Впервые удивительную красоту и истинный вид храма явил миру замечательный владимирский архитектор, реставратор и научный деятель Николай Артлебен. До его реставрации собор выглядел совершенно иначе. Благодаря владимирскому мастеру были демонтированы контрафорсы, открыты закомары и восстановлены шлемовидные купола. До 1872 года храм выглядел так: 

Фотографии В.Г. Кукушкина 1870-ых годов из коллекции Владимиро-Суздальского музея-заповедника

О том, что проводить сейчас реставрацию древних фресок неразумно, говорил и руководитель последней научной работы в храме академик Александр Скворцов. По мнению специалиста, работающего с храмом более 30 лет, сейчас необходимо выполнить черновые работы, и только за тем браться за консервацию фресок Рублева — работу тонкую, сродни ювелирной. 

Итоги проведения торгов станут известны уже в декабре 2014 года. По информации Минкульта ограничения на посещение храма и проведение богослужений в связи с работами вводиться на будут.