Владимирская Русь. Раздел в разработке
На данный момент мы работаем над функциональностью данного раздела с целью предоставить вам только самые лучшие и качественные сервисы.

Раздел будет доступен для использования в одном из ближайших релизов. Наберитесь терпения, друзья. Мы постараемся вас приятно удивить!

Любые предложения, связанные с развитием портала, вы можете отправлять на e-mail
Сообщение об ошибке или нарушении Обнаружили неточность или заметили ошибку? Напишите нам!
Отправить контактные данные (для отчета)
Возможно, мы свяжемся с вами для уточнения информации.
Контактный телефон:
Электронная почта:
Прикрепить файлы (максимум 3)
Текст сообщения (не более 200 символов)
Участвуйте в акции "Бесплатная реклама"!








Памятник архитектуры "Успенский собор"
Написать отзыв Рейтинг: 0
Успенский собор - выдающийся памятник древнерусского зодчества и один из важнейших храмов России, включенный в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Стены собора буквально душат историей: ведь именно здесь русские князья венчались на княжение и именно этот храм стал первой их усыпальницей.

Построен храм по проекту северо-итальянских инженеров Ланфранко и Гильерме, присланных Андрею Боголюбскому германским императором Фридрихом Барбароссой, с которым Владимирский князь имел дружеские отношения. Свидетельств тому масса: наличие идентичных знаков императорских мастеров, широкое применение романских элементов декора и зооантропоморфной резьбы по камню, масштабы строительных работ, летописные свидетельства, свидетельства Аристотеля Фиорованти (который строил Успенский собор Кремля и вдохновлялся проектом своих предшественников, называя их соотечественниками) и исследования виднейших российских историков В.Н. Татищева, Н.Н. Воронина и С.В. Заграевского.

Строительство началось в 1158 году и было закончено за четыре года. Камень во Владимир поставлялся из Подмосковья, так как в непосредственной близости месторождений известняка не было. Широко использовался как труд пленных волжских булгар, перевозивших и тесавших камень, так и наемный труд итальянских, германских и русских резчиков по камню, за который князь платил звонкой монетой. В итоге строительство обошлось беспрецедентно дорогим, но абсолютно обоснованным: таких величественных храмов еще не знала земля русская. Успенский собор Владимира, построенный нарочито выше Софийского собора Киева, стал главным храмом страны, её религиозным, общественным и политическим центром.

Собор стал первой княжеской усыпальницей после того, как в 1174 году в нем был похоронен погибший от руки заговорщика князь Андрей Боголюбский. Спустя некоторое время здесь же на княжение венчался Всеволод Большое Гнездо. Большинство представителей владимирской княжеской семьи, епископов и первых русских митрополитов захоронены так же в стенах храма.

В 1185 году на долю храма выпало первое серьезное испытание: случился большой пожар. В следующем году было принято решение укрепить и расширить собор, потому было принято решение пристроить к собору боковые галереи. При расширении работы западноевропейских архитекторов не были затронуты, элементы декора аккуратно и заботливо сохранены и перенесены на новые стены, а сами галереи выстроены несколько ниже первоначального храма, выделяя его на фоне всей архитектурной композиции. Расписан храм был в 1189 году русским и византийскими мастерами. Крупные фрагменты этой уникальной росписи сохранились и поныне.

В 1238 году Владимир подвергся нападению татаро-монгольских завоевателей под предводительством хана Батыя. Прорвавшие многодневную оборону, татаро-монголы ворвались в город. Жители города спрятались в самом большом сооружении города во главе с епископом Митрофаном, но стены храма не смогли защитить их. Захватчики смогли сломать ворота и уничтожили всех, кто смог укрыться. Порядка тысячи человек погибли в тот холодный февральский день.

С тем же днем связана одна из известнейших легенд собора: когда татаро-монголы попытали вскрыть руки с мощами князя Андрея, он встал из могилы, лишил зрения тех, кто пытался разграбить его детище. Сложно судить о достоверности этих слов, однако очевидно, что за семь дней осады владимирцы устроили многочисленные ловушки для неприятеля, которые со временем обросли мифическим содержанием.

В 1252 году в соборе был посажен на княжение Александр Невский, а уже в 1299 году митрополит киевский Максим перенес кафедру Русской Православной Церкви в этот храм, что окончательно закрепило за ним право называться главным храмом Руси.

В XV веке храм был расписан заново. Для этой цели был нанят величайший русский мастер иконописи Андрей Рублев, памятник которому ныне стоит недалеко от собора. Центральная часть этой росписи, известная как "Страшный суд" сохранилась и поныне, несмотря на многочисленные пожары и реставрации. Кроме того такого большого количества работ мастера не сохранилось более нигде в России.

В 1470 году в храме случился очередной большой пожар, унесший немало жизней горожан, о чем свидетельствуют сохранившиеся надписи, нацарапанные кем-то из грамотных жителей города. Эти сообщения не были закрыты при реставрациях и потому Успенский собор - единственный храм России, сохраняющий столь редкие и уникальные свидетельства своего времени.

С момента возвышения Москвы собор несколько утратил свою всероссийскую значимость, однако при строительстве Успенского собора Кремля, приехавший из Италии мастер Аристотель Фиорованти посетил Владимир и использовал проект главного храма Владимира в качестве источника вдохновения.

Во второй половине XVIII века посетившая Владимир Екатерина II распорядилась возродить великолепие древнего храма и выделила 15 тысяч рублей на обустройство нового алтаря. В итоге старый деревянный алтарь был заменен на новый, выполненный в барочном стиле, ставший самым дорогим алтарем России своего времени. Собственно этот алтарь и сейчас является украшением интерьера храма.

В начале XIX века в соборе были проведены значительные реставрационные работы: были расширены оконные проемы, установлена новая четырехскатная крыша и расписаны боковые галереи. В 1810 году сооружена колокольня в духе классицизма с высоким шпилем, ныне видная из любого конца города.

В 1862 году по проекту виднейшего владимирского архитектора и реставратора Н.А. Артлебена был пристроен Георгиевский теплый придел. В 1880-е году проведена масштабная научная реставрация: луковичные главки заменены на аутентичные шлемовидные, отреставрированы окна, убраны контрафорсы и открыты фрески Андрея Рублева.

В советское время в середине 1970-х годов проведена еще одна реставрация: восстановлено напольное покрытие и древние фрески XII века. Камень был покрыт специальным противоплесневым составом.

В 1992 году храм вместе с другими шедеврами белокаменного зодчества Владимирской Руси был включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Ныне собор находится в совместном ведении Владимиро-Суздальского музея-заповедника и Владимирской Епархии Русской Православной Церкви.
600000, г. Владимир, ул. Большая Московская, д. 56
загрузка карты...