Владимирская Русь. Раздел в разработке
На данный момент мы работаем над функциональностью данного раздела с целью предоставить вам только самые лучшие и качественные сервисы.

Раздел будет доступен для использования в одном из ближайших релизов. Наберитесь терпения, друзья. Мы постараемся вас приятно удивить!

Любые предложения, связанные с развитием портала, вы можете отправлять на e-mail
Сообщение об ошибке или нарушении Обнаружили неточность или заметили ошибку? Напишите нам!
Отправить контактные данные (для отчета)
Возможно, мы свяжемся с вами для уточнения информации.
Контактный телефон:
Электронная почта:
Прикрепить файлы (максимум 3)
Текст сообщения (не более 200 символов)
Участвуйте в акции "Бесплатная реклама"!
«Суздальская новь» — общественно-политическая газета
в г.Суздаль Владимирской области. Дата основания: 21 марта 1918 г. Свидетельство ПИ № ТУ 33-00308 от 04 июня 2013 года
www.suzdal-media.ru

Газета в Справочном бюро




63.91 68.50
Владимир: -9 °C

СУЗДАЛЬСКИЕ МОСТЫ

12:44 03.06.2016
Суздальский район
Одна из особенностей Суздаля – протекающая через весь город река Каменка. Анания Фёдоров писал о ней в XVIII веке: «А хотя река сама собою и не весма велика, но никогда вода в ней не оскудевает, а в водополь разливается весма шумно». Современник А. Фёдорова противоречит ему: «В реке Каменке, сквозь город текущей, водой скудно; вода зимою задыхается, а летом и от кожевников дурной запах, и ко употреблению бывает неспособна». Но какова бы ни была река, она разделяла город, и для сообщения нужны были мосты и переправы (лавы). На протяжении всего уездного времени, т.е. с конца XVIII века, устройство мостов и переправ было важнейшей обязанностью и заботой городских властей и самих обывателей. Какие же мосты были в Суздале в прежние времена? По документам и старым планам складывается следующая картина.
В 1785 году городничий Хметевский доносил в Городовой магистрат, что «чрез реку Каменку мост совсем чрез него проезжающим за ветхостию неспособен». В 1787 году он упоминает Городовой мост (через кремлёвский ров) и мост на Владимирской дороге. 11 мая 1788 года тот же городничий уведомил Городскую думу, что «имеющейся чрез реку Каменку мост, которой посредством наколоченных пред ним свай во время разлития полой воды уцелел, однако несколько обетшал и починкою не исправлен», поскольку купецкие и мещанские старосты «на то исправление не имеют положенной от общества суммы». Дума через несколько дней ответила: «Зделанной чрез реку Каменку мост, естли невозможно будет в полую воду устоять, заблаговременно разобрать». Из этих сведений следует, что этот мост, а впоследствии и другие, как правило, разбирался во время весенних разливов. 
22 августа 1799 года владимирский губернский архитектор Иван Петрович Чистяков послал в Суздальскую думу запрос: «…состоящей в здешнем городе на реке Каменке мост в коем году строен и коликой суммы его строение коштовало?» Дума ответила, что об этом «сведения никакого не имеется, на пристройку ж и починку моста казённой суммы ниоткуда ничего не производилось», а на пристройку и починку с момента открытия общей думы, с 1788 года, выделялись средства из городской казны. Где же находился этот мост? В 1804 году городничий Крель упоминает дорогу «от лежащего чрез реку Каменку моста к уездному казначейству», которое помещалось в кремле, вблизи собора. Это направление старой Владимирской дороги через Дмитриевский монастырь в кремль. Долгое время этот мост через Каменку был, видимо, единственным.
В 1815 году в Суздале побывал гражданский губернатор А.Н. Супонев и «словесно изволил приказывать, чтоб на Владимирской дороге чрез реку Каменку мост начать постройкою нынешним годом, а в будущем 1816 году привесть его к окончанию». После этого началось строительство деревянного моста по проекту губернского архитектора Евграфа Яковлевича Петрова на новой, современного направления Владимирской дороге. Дума заключила контракт на постройку с местным купцом Гаврилой Матвеевичем Охлониным. 6 мая 1816 года губернский архитектор Петров освидетельствовал «нововыстроенной чрез реку Каменку деревянной общественной мост». Так в городе появился ещё один мост – на современном направлении Владимирской дороги.
В 1848 году Городская дума занималась исправлением уже четырёх мостов через Каменку: наплавного (у Дмитриевского монастыря), Большого (построенного в 1816 году), у Богоявленской церкви и против Покровского монастыря (на месте древнего брода на старой Московской дороге Стромынке), а ещё двух плотов, «устроенных на той же реке Каменке для удобного приобретения воды в случаях пожарных происшествий». При наступлении половодья «должны Покровский, Богоявленский и наплавной мосты, равно и плоты, сняться с реки, и по слитии вод привесть оные в надлежащее устройство». Большой, Покровский и Богоявленский мосты стояли на сваях. Все они зависели от весеннего разлива.
Тогда же дума решила вместо наплавного моста также устроить свайный. Для свай по смете назначались сосновые и еловые бревна. 3 октября 1850 года Владимирская губернская строительная и дорожная комиссия отправила в Суздальскую думу акт об освидетельствовании, составленный архитекторским помощником Реймом: «Работы произведены прочно с употреблением материалов хорошего качества». Этот наплавной мост, заменённый свайным, впоследствии назывался Дмитриевским. Теперь все четыре моста стали свайными.
Большой мост ещё назывался - по своему местоположению - Пинаевским. Так, 14 ноября 1851 года Строительная и дорожная комиссия предписала Суздальской думе «безотлагательно принять от архитекторского помощника Рейм по описи в своё заведование произведённые им работы по исправлению большого Пинаевского моста чрез реку Каменку в г. Суздале». В отчёте городской управы о расходах за 1875 год фигурируют «деревянные на сваях мосты чрез реку Каменку близь Дмитриевской и Богоявленской церквей и близь Покровского монастыря» и «Пинаевский на сваях мост». В том же отчёте указано содержание «трёх деревянных плотов, устроенных на реке Каменке для удобного наливания воды, трёх плотов, устроенных для мытья белья, трёх деревянных мостков чрез канаву и два оврага и мостки и лестницы на городском валу». 
 25 февраля 1880 года городская управа заключила с крестьянином деревни Исады Ефимом Варфоломеевым Якуповым контракт на содержание трёх городских мостов чрез реку Каменку, девяти плотов на р. Каменке (пяти водоналивных плотов и четырёх платьемойных), шести мостиков чрез овраги и спуска на Дмитриевскую сторону (с Пинаевского моста). Работа состояла в следующем: «разобрать устроенные чрез реку Каменку мосты Дмитриевский, Богоявленский и Покровский и лесные материалы сложить на безопасное от сноса оных во время водополи места. По окончании водополи все, с подъездами к ним, устроить вновь». Кроме мостов, существовали ещё так называемые лавы (переправы). Так, весной 1889 года управа назначила торги на отдачу разборки и устройства вновь Покровского, Богоявленского и Дмитриевского мостов, а также Ильинских лав через реку Каменку в 1890 году.
 В 1891 году у Пинаевского моста решено было сделать с обеих сторон земляные насыпи и вымостить их камнем. Уездное земство, которое этим занималось, просило Городскую думу разрешить землю для насыпей брать с валов у Никольской церкви, обязавшись сделать «удобный ход по валам». Дума разрешила брать землю с вала от Никольской церкви, а также с Дмитриевского берега и с поверхности Красной горки, с условием эту поверхность потом выровнять. Вторым условием было выровнять у Никольской церкви проезд из кремля на Большую дорогу.
 В 1912 году комиссия, в которой помимо губернских и уездных земских деятелей и губернского инженера, участвовал инспектор шоссейных дорог Министерства путей сообщения Владимирской и Ярославской губерний инженер Н.Н. Витте, решила перестроить один из суздальских мостов. При осмотре земского тракта комиссия нашла, что «деревянный балочный городской мост в город через р. Каменку, проезд от Суздальского тракта, от Ризположенского монастыря к Покровскому монастырю, по своему ветхому состоянию не удовлетворяет условием безопасного проезда и должен быть перестроен». Суздальский земский дорожный техник И.И. Прокопенко составил план и смету. Были объявлены торги, и 29 ноября 1912 года Городская дума постановила сдать подряд подрядчику Белову. В мае следующего года новый мост был готов и состоялось испытание его прочности земским шоссейным катком; заодно укатали исправленную грунтовую дорогу «за Покровским мостом от конца каменной мостовой к монастырю». 
Итак, в уездном городе Суздале действовало 4 моста: Дмитриевский на старой Владимирской дороге - самый древний, наплавной, а с 1850 года свайный; Большой Пинаевский, свайный, построенный в 1816 г. на новой Владимирской дороге; Покровский, на месте древнего брода у Похвалынской церкви, свайный, перестроенный в 1912 году; и свайный Богоявленский. В середине XX века известный суздальский краевед Владимир Михайлович Снегирёв писал: «Помимо теперешних Большого и Покровского мостов, в Суздале были ещё два разбираемых на водополье моста – Дмитриевский и Богоявленский. Кроме того, было несколько пешеходных лав: у Михайловской церкви, у Ильинской церкви, от Дерби (Дебри) к Покровскому монастырю, от Спасского монастыря к Покровскому».

Т.П. Тимофеева.

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Для голосования за материал или отправки комментария к нему необходимо авторизоваться