Владимирская Русь. Раздел в разработке
На данный момент мы работаем над функциональностью данного раздела с целью предоставить вам только самые лучшие и качественные сервисы.

Раздел будет доступен для использования в одном из ближайших релизов. Наберитесь терпения, друзья. Мы постараемся вас приятно удивить!

Любые предложения, связанные с развитием портала, вы можете отправлять на e-mail
Сообщение об ошибке или нарушении Обнаружили неточность или заметили ошибку? Напишите нам!
Отправить контактные данные (для отчета)
Возможно, мы свяжемся с вами для уточнения информации.
Контактный телефон:
Электронная почта:
Прикрепить файлы (максимум 3)
Текст сообщения (не более 200 символов)
Участвуйте в акции "Бесплатная реклама"!
«Суздальская новь» — общественно-политическая газета
в г.Суздаль Владимирской области. Дата основания: 21 марта 1918 г. Свидетельство ПИ № ТУ 33-00308 от 04 июня 2013 года
www.suzdal-media.ru

Газета в Справочном бюро




63.39 68.25
Владимир: -6 °C

ЕПИСКОП ВЛАДИМИРСКИЙ И СУЗДАЛЬСКИЙ КСЕНОФОНТ

11:45 28.10.2015
Суздальский район
С 1970 года в Крестовой палате Суздальского кремля экспонируются три портрета архиереев. Портрет митрополита Илариона и, как было принято считать, портреты суздальских архиереев, имена которых неизвестны. Сегодня речь пойдёт об одном из портретов, размещённом справа от портрета митрополита Илариона.
Культовые портреты возникали в Москве в конце XVII в. и широко распространялись в русской провинции. Собрания портретов местных иерархов служили как бы олицетворением истории епархии. Подобные коллекции имелись в конце XVIII-XIX веках при архиерейских домах и в крупных монастырях. Например, в описи Суздальского архиерейского дома 1788 года перечислены портреты архиереев, сменявших друг друга с 1735 по 1775 годы.
Коллекцией портретов местного духовенства мог располагать и суздальский Спасо-Евфимиев монастырь, откуда происходят большинство сохранившихся в коллекции Суздальского музея портретов. В их число входит и интересующее нас изображение.
Портрет написан не ранее 90-х годов XVIII века и представляет реальное историческое лицо конца XVIII-XIX веков. Краткая история Владимирской епархии и жизнеописания церковных иерархов помещены в труде протоиерея А. Виноградова «История кафедрального Успенского собора в губернском городе Владимире». Нас заинтересовала эта работа ещё и тем, что в издании 1905 года помещены портреты церковных владык.
 Во время изучения данного труда и портретов, размещённых в нём, наше внимание привлёк портрет епископа Ксенофонта. И внешний облик, и одеяния, и жесты, и награды, и посох с буквами ЕК были похожи на изображение портрета в Крестовой палате. Чтобы избежать сомнений, при помощи компьютера было проведено наложение фотографий портрета из Крестовой палаты и портрета из книги А. Виноградова. Кроме орденов, которые не совпали по расположению, изображения оказались идентичными, что ещё раз подтвердило предположение о том, что на музейном портрете изображён именно епископ Ксенофонт. Несовпадение в размещении орденов, возможно, возникло в результате ретуширования фотографии. Таким образом, можно с достаточно большой долей уверенности определить личность изображённого на портрете архиерея как епископа Владимирского и Суздальского Ксенофонта.
Сведения о Ксенофонте, полученные из разных источников, немногочисленны, но интересны тем, что раскрывают нам его как человека разносторонне образованного, деятельного, оставившего заметный след в истории Владимиро-Суздальской епархии. Об этом же, видимо, говорит тот факт, что портрет Ксенофонта был не один. В фондах музея хранится точно такой же портрет. 
Ксенофонт (Троепольский) родился в Орловской губернии. Окончив Севскую духовную семинарию, принял монашество. Был префектом Севской духовной семинарии, законоучителем Морского шляхетского корпуса, настоятелем ряда монастырей. В 1796 году поставлен архимандритом Свияжского монастыря в Казани. 15 января 1800 года назначен епископом Свияжским, а 24 февраля того же года переведён на Владимирскую кафедру, где оставался до 1821 года.
Епископ Ксенофонт оставил заметный след в истории Владимирской епархии. Характерной чертой деятельности Ксенофонта была постоянная забота о духовном просвещении. Недаром его называли «радетелем духовного просвещения». Также Ксенофонт старался склонить именитых граждан к посильным пожертвованиям в пользу учреждаемых уездных и приходских училищ.
В дело обучения Ксенофонт внёс много нового, улучшая, совершенствуя и пополняя принятое его предшественниками. Вскоре по вступлении на кафедру епископ Ксенофонт лично изложил метод преподавания в семинарии. Главное внимание уделялось ученическим сочинениям. Было сделано всё, чтобы способные воспитанники семинарии проявили во всей силе свою литературную деятельность. «Сочинения семинаристов – это была своего рода слабость Ксенофонта: лучшие из них он обязательно прочитывал сам и записывал в своей памятной книжке имена лучших сочинителей. Этой слабостью епископа и поспешили воспользоваться семинаристы: все, кто только имел хоть малейшую способность, принялись писать стихи и очень часто приветствовать ими Ксенофонта; он благосклонно выслушивал и тем или иным способом поощрял пииту, если последний того заслуживал.» Именно епископ Ксенофонт запретил телесные наказания семинаристов.
Благодаря епископу Ксенофонту Владимирская семинария высоко поднялась в сравнении с прежним временем и занимала далеко не последнее место среди передовых семинарий.
Внёс свою лепту епископ и в храмостроительство. При Ксенофонте во Владимире в 1810 году была построена новая соборная колокольня вместо старой белокаменной, которая в 1806 году была повреждена громовым ударом. 
Было уделено внимание и собору Рождества Богородицы города Суздаля. Суздальский протоиерей Фёдор Благонравов докладывал духовной консистории: «В соборе первоначальное стенописание при Преосвященном Серапионе Архиепископе писанное,.. возобновлено… в 1817 и 1818-м году при Преосвященном Ксенофонте, Епископе Владимирском и Суздальском.» При епископе Ксенофонте в сентябре 1812 года, во время занятия Москвы французами, во Владимир доставили иконы Богоматери, Владимирскую и Иверскую. Ксенофонт почти ежедневно с московскою святыней совершал крестный ход вокруг города.
 По воспоминаниям современников епископ Ксенофонт был «высокого роста, осанистый, с длинною, тёмно-русой бородой, в служении он был величественен». Епископ пользовался особенным уважением и любовью своей паствы. «С дворянством и купечеством преосвященный Ксенофонт был особенно общителен, к народу приветлив и внимателен…».
Будучи строгим и внимательным хозяином, занимаясь делами архиерейского дома, «он сам за всем следил, сам всем непосредственно распоряжался, нередко осматривая и кладовые, и погреба, и конюшни; годовые запасы провизии в амбарах, подвалах и погребах для хранения размещались под его личным наблюдением.»
Был епископ Ксенофонт большим любителем садов. Патриарший сад во Владимире, сад при Архиерейском доме, сад в селе Добром, - все они были устроены при Ксенофонте и по его указанию. Выращивались в них яблоки самых лучших, редких сортов, сливы, васильевская вишня, невежинская рябина.
Преосвященный Ксенофонт продолжительное время пребывал на Владимирской кафедре, с 1800 по 1821 год. В 1821 году 3 июля он был перемещён в Каменец-Подольск, с возведением в сан Архиепископа. 
Печальна была разлука епископа со своею паствою. Вот как описывает это современник. «Когда двинулась карета Преосвященного, двинулось за нею множество экипажей всех сортов и названий на протяжении почти версты; народ шёл массой по сторонам дороги… Архипастырь на обе стороны обеими руками осенял идущих, сам плакал, плакал и народ. Поравнявшись с соборной часовней, Преосвященный вышел из кареты и, помолившись перед иконою Богоматери, наклонился, взял горсть земли у крыльца часовни и, завязывая в платок, сказал: «Эту землю попрошу бросить на гроб мой, когда положат меня в могилу», - заплакал и с трудом подсажен был снова в карету. Шестнадцать вёрст за город, до деревни Колокша, провожали Владыку.»
24 января 1832 года архиепископ Ксенофонт был уволен на покой в Коржевецкий монастырь, где и скончался 4 мая 1834 года.

Е.И.Чижикова, 
научный сотрудник отдела древнерусского 
искусства музея-заповедника.

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Для голосования за материал или отправки комментария к нему необходимо авторизоваться